Областной ресурсный центр по теме:
«Методическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей
с ранним детским аутизмом
в условиях учреждения образования и семьи»
Проблема оказания коррекционно-педагогической помощи детям с аутистическими нарушениями в последнее время приобретает все большую актуальность в связи с увеличением их количества. По состоянию на 01.05 2013 года в Гродненской области на учете в банке данных детей с особенностями психофизического развития состоит 30 человек (в 2009 г. – 22 человека). Назрела необходимость в повышении профессионализма педагогов города и области, работающих с детьми с аутистическими нарушениями.
Значимость работы ресурсного центра обусловлена ее востребованностью как педагогами учреждений образования, так и родителями, воспитывающими детей с аутистическими нарушениями. Это совместное решение тех важных проблем, которые не могут быть разрешены самостоятельно участниками данной деятельности.
В рамках деятельности ресурсного центра нами организована работа по следующим направлениям:
1.Совершенствование качества образования в ЦКРОиР, развитие имеющихся ресурсов (материально-технической базы, механизмов процедуры мониторинга, поиск новых методов и приёмов работы с детьми с аутизмом и т.д.).
2.Обобщение и распространение опыта работы.
3.Создание оптимальных условий для работы (проведение обучающих семинаров, семинаров-практикумов, тренингов, деловых игр, консультирования и т.д.).
4.Обучение педагогов специфике работы детьми с аутистическими нарушениями (как проводить психолого-педагогическое изучение детей, как наладить с ними контакт, как вовлечь их в деятельность, с особенностями использования в работе программы TEACCH и «холдинг-терапии»; и т.д.).
5.Работа с родителями, воспитывающими:
- детей с нарушениями аутистического спектра в рамках работы родительского клуба (как построить отношения с собственным ребенком дома, чем занять его, какие условия должны быть дома, сотрудничество с педагогами учреждения образования и т.д.);
- детей нормально развивающихся (как принимать детей с РДА, взаимодействие с родителями детей, воспитывающих детей с аутизмом) – по заявкам учреждений образования.
Деятельность ресурсного центра позволит:
- обеспечить совершенствование функционирования системы оказания комплексной помощи детям с аутистическими нарушениями в городе и области;
- повысить качество жизни и образовательных услуг, оказываемых детям с аутизмом;
- уменьшить проявления аутистических нарушений у детей, что будет способствовать их дальнейшей успешной социальной адаптации и интеграции в общество.
3. Срок деятельности ресурсного центра: с 01.09.2013 г. по 30.05. 2015 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о Ресурсном центре системы образования Гродненской области
по теме «Методическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с аутистическими расстройствами в условиях учреждения образования и семьи»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок организации деятельности, направления работы Ресурсного центра учреждения образования «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Гродно» по теме «Методическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с аутистическими расстройствами в условиях учреждения образования и семьи» (далее – Ресурсный центр).
1.2.Ресурсный центр – структурное подразделение учреждения образования, обеспеченное высококвалифицированными педагогическими кадрами, на базе которого осуществляется интеграция и концентрация материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных и других ресурсов образования.
1.3.В своей деятельности Ресурсный центр руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования, управления образования Гродненского облисполкома, отдела образования спорта и туризма Гродненского горисполкома и настоящим Положением.
1.4.Ресурсный центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с областным управлением образования, городским отделом образования, спорта и туризма, с учреждениями образования, для которых он является Ресурсным центром, с другими педагогическими, общественными организациями по вопросам своей компетенции и физическими лицами, заинтересованными в оказании помощи детям с аутистическими расстройствами и их семьям.
1.5. Ресурсный центр не является юридическим лицом.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
2.1. Основными целями деятельности Ресурсного центра является:
ü Совершенствование системы оказания помощи детям с аутистическими нарушениями и их законным представителям;
ü Обучение педагогических работников специфическим методам, приемам, технологиям работы.
2.2. Задачами Ресурсного центра являются:
ü Внедрение опыта работы с детьми с аутистическими нарушениями в учреждениях регионов.
ü Оказание методической помощи педагогическим работникам, работающим с детьми с расстройствами аутистического спектра.
ü Повышение качества образовательных услуг, оказываемых детям с аутизмом и их законным представителям.
ü Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра посредством деятельности родительского клуба и взаимодействия с Международной благотворительной общественной организацией «Дети. Аутизм. Родители».
ü Разработка методических рекомендаций для педагогических работников по работе с детьми с аутистическими нарушениями.
ü Разработка методических рекомендаций для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
3.1. Организационная и информационно-методическая работа:
· развитие имеющихся ресурсов (материально-технической базы, механизмов процедуры мониторинга, поиск новых методов и приёмов работы с детьми с аутизмом и т.д.).
· повышение профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам оказания помощи детям с аутистическими нарушениями и их семьям;
· подготовка и проведение обучающих семинаров, семинаров-практикумов, тренингов, деловых игр, консультирования и т.д.;
· создание видеотеки по теме, заявленной в тематике Ресурсного центра, предназначенной для работы с педагогами;
· информационная и научно-методическая поддержка коррекционно-образовательного процесса;
· обобщение и распространение эффективного педагогического опыта;
· содействие педагогическим работникам в проведении научно-исследовательской, инновационной работы;
· организация взаимодействия с иными учреждениями образования, благотворительными, общественными и иными организациями;
· организация методических консультаций;
· работа родительского клуба «Виктория» для родителей, воспитывающих ребенка с аутистическими нарушениями;
· информирование населения о возможностях и деятельности Ресурсного центра.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
4.1.Ресурсный центр открыт приказом начальника управления образования Гродненского облисполкома от 11.10.2013 № 278 по заключению экспертного совета на определенный срок, обусловленный востребованностью предлагаемого содержательного направления деятельности.
4.2. Создание на базе ЦКРОиР Ресурсного центра не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования и в его Уставе не фиксируется.
4.3. Ресурсный центр возглавляет руководитель, который назначается начальником отдела образования, спорта и туризма Гродненского горисполкома по согласованию с управлением образования Гродненского облисполкома. Руководитель Ресурсного центра несет ответственность за его деятельность и подотчетен директору ЦКРОиР в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
4.4. Ресурсный центр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Деятельность Ресурсного центра осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы Ресурсного центра, согласованным с управлением образования Гродненского облисполкома.
4.5. Для выполнения работ, заданий, связанных с осуществлением ЦКРОиР функций Ресурсного центра, его директор вправе возлагать на работников ЦКРОиР с их согласия дополнительные обязанности и работы или привлекать иных лиц в порядке внешнего совместительства в соответствии с Трудовым кодексом РБ.
4.6. ЦКРОиР в целях организации осуществления им функций Ресурсного центра самостоятельно разрабатывает и принимает необходимые локальные акты, не противоречащие действующему законодательству, Уставу ЦКРОиР и настоящему Положению.
4.7. В ЦКРОиР, обладающим статусом Ресурсного центра, должна быть следующая документация:
-положение о Ресурсном центре;
-план работы;
-отчеты о проделанной работе;
-приказы об открытии Ресурсного центра, об ответственных за работу Ресурсного центра;
-протоколы заседаний Ресурсного центра, рассматривающих организацию и содержание работы Ресурсного центра.
4.8. Деятельность ЦКРОиР в части выполнения им функций Ресурсного центра может осуществляться на основе договоров о сотрудничестве, заключаемых с учреждениями образования, в отношении которых оно выступает в качестве Ресурсного центра, и другими лицами в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.
4.9. При наличии необходимых условий и средств, при выполнении функций Ресурсного центра ЦКРОиР вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством к участию в своей деятельности другие организации (в том числе иностранные и международные), их отдельных работников, иных лиц. К работе Ресурсного центра может привлекаться научный руководитель (консультант) инновационных и экспериментальных проектов, осуществлять консультации на договорной основе, при этом оплата труда может производиться и из привлеченных внебюджетных средств.
4.10. Директор ЦКРОиР на основании представления руководителя Ресурсного центра вправе вносить управлению образования Гродненского облисполкома, отделу образования, спорта и туризма Гродненского горисполкома предложения о поощрении (объявлении благодарности, награждении грамотами и т.п.) своих работников и привлекаемых лиц.
4.14. По запросу отдела образования, спорта и туризма Гродненского горисполкома или УМК Ресурсный центр предоставляет им оперативную информацию по направлениям своей деятельности, в том числе в целях освещения в средствах массовой информации вопросов функционирования и развития системы образования района, области.
4.15. Ресурсный центр ежегодно отчитывается о проделанной работе перед управлением образования Гродненского облисполкома. Отчёты предоставляются в Государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования» до 10 июня.
4.16. Деятельность Ресурсного центра может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя научно-методических функций, недостаточной востребованности педагогической общественностью реализуемого содержательного направления, по другим обоснованным причинам.
4.17. Основанием для прекращения деятельности Ресурсного центра является приказ управления образования Гродненского облисполкома.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
5.1. Руководитель Ресурсного центра обязан:
5.1.1 Обеспечивать широкий доступ к информационным и методическим и другим видам ресурсов всем заинтересованным категориям лиц;
5.1.2. Комплектовать Ресурсный центр современным оборудованием, нормативной документацией, электронными и печатными ресурсами, другими средствами обучения в соответствии с заявленным направлением деятельности, контролировать их техническое состояние;
5.1.3. Создавать условия для рационального использования оборудования Ресурсного центра;
5.1.4. Разрабатывать план работы Ресурсного центра;
5.1.5. Обеспечивать ведение документации установленного образца;
5.1.6. Изучать и обобщать эффективный педагогический опыт по организации коррекционно-образовательного процесса, вносить предложения по его совершенствованию, внедрению новых педагогических технологий, передовых приемов и методов работы;
5.1.7. Содействовать апробации и внедрению в коррекционно-образовательный процесс научно-методического обеспечения, оборудования, других средств обучения.
5.1.8. Прогнозировать перспективы работы, направленной на повышение профессионального мастерства педагогических работников по вопросам оказания помощи детям с аутистическими нарушениями и их семьям;
5.1.9. Взаимодействовать с учебно-методическими объединениями в сфере образования.
5.2.Права.
Руководитель Ресурсного центра имеет право:
5.2.1.Повышать свою квалификацию за счет организации.
5.2.2.Вносить предложения по совершенствованию организации работы.
5.2.3.Вносить предложения о поощрении или привлечении к ответственности педагогических работников, задействованных в работе Ресурсного центра
6. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
6.1.В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и дополнения в установленном законодательством порядке.